Заявление Европейских НПО, занимающихся проблемами водных ресурсов в странах ЦВЕ и ВЕКЦА Друк
Середа, 05 грудня 2012, 20:05

ЗАЯВЛЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКИХ НПО,

занимающихся проблемами водных ресурсов в странах ЦВЕ и ВЕКЦА,

НА СОВЕЩАНИИ СТОРОН

КОНВЕНЦИИ ПО ОХРАНЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДОТОКОВ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ОЗЕР

Шестая сессия, Рим, 28-30 ноября 2012

Данный документ является результатом серии региональных событий по воде, организованных НПО с целью повышения осведомленности общественности и укрепления роли неправительственных организаций в продвижении и осуществлении Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер (далее “Водная Конвенция”) и её Протокола по проблемам воды и здоровья (далее “Протокол”) и были посвящены 20-летию Водной Конвенции.

В июне–октябре 2012 около 200 представителей НПО и экспертов по воде приняли участие в 4 региональных мероприятиях: семинаре Ассоциации хранителей реки Днестр в Кишиневе, Днепровском Форуме общественности в Киеве, встрече по воде в регионе Центральной Азии в Алматы и семинаре НПО Армении и Грузии в Ереване.

Подтверждая приверженность к участию в пропаганде и реализации Водной Конвенции и Протокола к ней на всех уровнях, европейские НПО, работающие по проблемам воды, заявляют следующее:

  • На протяжении более чем 10 лет, межгосударственное сотрудничество в бассейнах трансграничных рек в регионе ВЕКЦА, — таких, как Днестр, Днепр, Кура и реки Центральной Азии — получило существенную поддержку от международных организаций (ПРООН, ГЭФ, ЕЭК ООН, ОБСЕ и др.) для разработки их правовой и институциональной основы и инструментов для управления общими водными ресурсами. Проекты договоров по трансграничным бассейнам рек были разработаны для Днестра, Днепра и других рек. НПО отмечают, что подготовка к подписанию соглашений занимает слишком много времени, — из-за интересов водных монополий, которые идут вразрез со столь необходимым трансграничным и многосторонним подходом, — и призывают Стороны, как можно скорее, в соответствии со статьей 9 Водной Конвенции подписать подготовленные договора и начать их внедрение, в соответствии с руководящими документами, разработанными в рамках Водной Конвенции и её Протокола.
  • Мы призываем Стороны и государства, подписавшие Водную Конвенцию и Протокол, принять конкретные действия, направленные на реализацию этих международных инструментов. Такие инструменты, как Интегрированное управление водными ресурсами (ИУВР) и бассейновый подход до сих пор не имеют надлежащей нормативно-правовой базы и финансовых механизмов реализации в большинстве стран ВЕКЦА. ИУВР является способом достижения целей Конвенции и Протокола и помогает сократить и контролировать болезни, связанные с водой и обеспечить доступ к безопасной воде и санитарии для всех в Европейском регионе.
  • Мы призываем все Стороны и страны, не являющиеся Сторонами Протокола по проблемам воды и здоровья, выполнить свои основные обязательства по установлению целевых показателей, разработке систем надзора за болезнями, связанными с водой, и комплексных программ мероприятий по реализации Протокола. Эти цели и меры должны быть включены в Планы управления речными бассейнами. Реализация Протокола должна быть предметом трансграничного сотрудничества. Протокол должен стать эффективным инструментом обеспечения права на воду и санитарию, которое закреплено резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН и Совета ООН по правам человека в 2010 году, которые определяют право каждого на достаточную, безопасную, приемлемую, физически и экономически доступную воду для личных и бытовых нужд.
  • НПО отмечают, что в контексте обсуждений и решений Рио+20, ИУВР обеспечивает основу новой концепции взаимосвязи энергия-вода-продукты питания (Nexus), и Европейский регион может внести большой вклад в развитие подхода Nexus и предоставление надлежащих практик, а также в обмен опытом по устойчивому управлению водными ресурсами, экологической санитарии и органическому сельскому хозяйству.
  • На проводимых в регионах мероприятиях, НПО отметили отсутствие интеграции между водным и энергетическим секторами и недостаток политической воли к развитию устойчивых решений на основе понимания взаимосвязи водно-энергетической и продовольственной безопасности. НПО выразили серьезную озабоченность в связи с наметившейся тенденцией ослабления природоохранного законодательства в странах ВЕКЦА, что приводит к увеличению антропогенной нагрузки на природу, в том числе на водные ресурсы. Общественность особенно обеспокоена планами правительства Республики Беларусь, Украины, Российской Федерации и Казахстана по строительству новых и расширению существующих атомных электростанций (АЭС), планами Украины по развитию добычи урана в бассейне реки Днепр; использованием речной воды в режиме прямотока для охлаждения АЭС и для металлургических предприятий; отсутствием управления отходами добычи урана в Украине; планами массового строительства мини ГЭС на малых горных реках в Украинских Карпатах.
  • НПО призывают к экологизации водной политики Сторон по трансграничным водотокам путем сохранения и устойчивого использования водно-болотных угодий и экосистем, создания совместного управления трансграничными водно-болотными угодьями и предотвращения существенного влияния деятельности человека (как, например, дамб) на функционирование трансграничных речных экосистем, расположенных ниже по течению. В регионе ВЕКЦА необходимо расширение знаний об оплате за услуги экосистем в сочетании с пилотными проектами.
  • НПО призывают правительства учесть изменения климата в политике управления водными ресурсами и разработать своевременные меры по адаптации. Изменение климата является фактом в Центральной Азии, где температура повышается быстрее, чем во всем мире. Чрезмерное потребление воды в сочетании с очень низкой эффективностью и быстрым износом водопроводных сетей приводит к неэффективному использованию ограниченных ресурсов и потенциальным трансграничным конфликтам в регионе. Страны Центральной Азии должны перейти на эффективное водопользование в сельском хозяйстве, наладить совместный мониторинг воды и работать сообща над проблемами поддержания плотин, способствовать распространению передовых практик.
  • Аральское море — когда-то одно из крупнейших озер в мире — сегодня почти высохло. Согласно оценкам, сегодня сто миллионов тонн соляной пыли со дна моря попадает в окружающую среду, в том числе и в высокие слои атмосферы. Эту соляную пыль сегодня обнаруживают на ледниках Центральной Азии и Гималаев, что ведет к ускорению их таяния, и, в следствии этого, к наводнениям и засухам. Требуются немедленные действия. НПО рекомендуют пересмотреть вопросы Аральского моря и принять экстренные меры, например, по поддержанию во влажном состоянии дна Аральского моря, чтобы предотвратить возникновение соляной пыли.
  • Для развития трансграничного сотрудничества в бассейнах основных рек Центральной Азии НПО рекомендуют создать Межгосударственные бассейновые советы для бассейна Чу-Талас и других рек, создать независимый общественный совет бассейна Аральского моря. Кроме того, необходимо улучшить прозрачность и подотчетность существующей Межгосударственной комиссии.
  • НПО подчеркивают важность роли озера Севан как самого большого резервуара питьевой воды для всего Кавказского региона, а также Ирана и Турции. За последние 80 лет озеро подверглось ряду тяжелых воздействий (например, уровень озера был снижен приблизительно на 20 м), что привело его на грань экологической катастрофы. Сегодня остается еще много проблем и рисков, требующих комплексных исследований и научно обоснованных решений. НПО настаивают на необходимости разработки и реализации плана управления бассейном озера Севан.
  • НПО обращают внимание на отсутствие правдивых и актуальных статистических данных по водным ресурсам в регионе ВЕКЦА. НПО призывают правительства этих стран принять надлежащие практические меры по усовершенствованию национальных систем мониторинга водных ресурсов и созданию систем мониторинга по проблемам воды и здоровья. Именно эти системы должны предоставлять информацию для принятия решений по улучшению доступа граждан к безопасной воде. Адекватные показатели, быстрые тесты и мобильные экспресс лаборатории должны быть созданы для мониторинга качества воды в сельских районах, где не существует традиционных систем мониторинга и/или они экономически недоступны.
  • Мы призываем правительства принять соответствующие меры по изучению, развитию и продвижению хороших практик управления водными ресурсами, водоснабжению и водоотведению, адаптации к экстремальным погодным явлениям, водо- и ресурсосбережению, переработке и повторному использованию отходов и управлению сточными водами. Сегодня ряд НПО создали информационные и учебные центры в странах ВЕКЦА, которые создают очень ценный потенциал для работы, особенно в сельской местности. НПО призывают правительства и доноров поддержать и развивать сеть таких ресурсных центров в регионе с целью содействия распространению устойчивых технологий на основе цепи энергия-вода-пищевые продукты и передачи таких технологий на местный уровень. Недавно созданная тематическая сеть НПО Центральной Азии «Климат-Вода-Энергия-Здоровье» призвана активизировать работу НПО по адаптации к изменению климата, реформированию политики в области водных ресурсов, энергетики, окружающей среды и безопасности пищевых продуктов в регионе с применением подхода Nexus и нуждается во внимании и поддержке доноров.
  • Правительствам также следует принять во внимание, что НПО, работающие по проблемам воды, являются основной группой заинтересованных сторон, которые:

• накопили важные и ценные практические знания о местных и национальных проблемах по воде и здоровью;

• обладают опытом реализации передовых практик по управлению водными ресурсами, в том числе по охране источников воды, трансграничному сотрудничеству;

• имеют хорошие знания и опыт по планированию и реализации недорогих, устойчивых и эффективных решений для малых систем водоснабжения и водоотведения, внедрению эко-санитарных технологий и децентрализованной очистке сточных вод и т.д.,

• обладают значительным потенциалом для работы по мобилизации общественности для участия в управлении водными ресурсами на всех уровнях.

  • НПО призывают Стороны Водной Конвенции и Протокола обеспечить выполнение Конвенции ЕЭК ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам окружающей среды (Орхусской Конвенции) и руководящих принципов по реализации Орхусских норм в рамках Водной Конвенции и её Протокола.

 

26 ноября 2012

Контакты Координаторов региональных мероприятий:

Бассейн реки Днестр: Илья Тромбицкий, ЭкоТирас, Молдова, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду

Бассейн реки Днепр: Анна Цветкова, МАМА-86, Украина, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду

Кавказский регион: Эмма Анахасян, Женщины Армении за здоровье и здоровую окружающую среду, AWHHE, Армения, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду

Регион Центральной Азии: Каиша Атаханова, Экофорум, Казахстан, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду , Элина Дозжанова, Экофорум, Казахстан, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду , Владимир Коротенко, BIOM, Кыргызстан, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду

Европейский регион: Саша Габизон, WECF/WICF, Нидерланды-Франция-Германия, Ця електронна адреса захищена від спам-ботів, Вам потрібно включити JavaScript для перегляду

 

Коментарі  

 
0 #2 19.01.2013 14:29
Вторая экологическая проблема, которая из-за близорукости или личного интереса мэра г.Львова А.Садового не решается вот уже больше 6 лет его каденции - это городская мусоросвалка в с.Грибовичи. В округе этого объекта уже бьют из под земли фонтаны гудронов, а в селеньях на 45 процентов люди болеют больше чем в среднем по району. Вода в колодцах и поверхностные воды загрязнены..., но из-за безысходности люди её употребляют, чем активно пополняют перечень болезней. И опять на пути решения проблемы стоит всё тот же непробиваемый тандем МЭРА и ПРОКУРАТУРЫ.
Цитувати
 
 
0 #1 19.01.2013 14:00
Хочу поделится тем, что не на слуху и мало кем исследовано. Город Львов пронизывает р.Зубра воды которой в конечном пути попадают в бассейн р.Днестр. Отдельные многоэтажки Сиховского массива (170 тысяч населения) канализационные стоки уже около 20 лет напрямую скидывают в р.Зубра. А ведь своё начало речка берёт из трёх родниковых источников, что с Божьей милости даны человеку. Благотворительн ый фонд "Нова Галичина" который я возглавляю провёл мониторинг этой проблемы и пришёл к выводу, что в недалёком будущем р.Зубра станет второй после р.Полтва сточной канализационной канавой. На обращения Фонда мэр города А.Садовой и прокуратура шлют только изощрённые отписки, а в реальности не принимают надлежащих мер чтобы изменить ситуацию к лучшему. Они составляют непробиваемый тандем, который не реагирует, а ни на нашу общественную организацию, а не на неоднократные выступления местной прессы и телевидения, а не на протесты жителей микрорайона... Это совремённые варвары, наделённые властью! Если возможно, то просим помочь нам в этом противостоянии профессионалов -координаторов бассейна р.Днестр.
Цитувати
 

Додати коментар


Захисний код
Оновити

Головна Питна вода та санітарія Новини Заявление Европейских НПО, занимающихся проблемами водных ресурсов в странах ЦВЕ и ВЕКЦА
Google+